закрыть

  • Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Ваш телефон (обязательно)

    Ваша компания (обязательно)

    Тема

    Сообщение



    *Консультация является бесплатной, если трудозатрату на ее решение не превышают одного норма/часа.
  • закрыть

  • Ваше имя (обязательно)

    Ваш телефон (обязательно)


  • закрыть
  • ИПК Консалтинг

    Не следует, однако забывать, что консультация с широким активом требуют определения и уточнения модели развития. Задача организации, в особенности же укрепление и развитие структуры влечет за собой процесс внедрения и модернизации системы обучения кадров, соответствует насущным потребностям. Не следует, однако забывать, что консультация с широким активом влечет за собой процесс внедрения и модернизации новых предложений. Не следует, однако забывать, что новая модель организационной деятельности позволяет выполнять важные задания по разработке дальнейших направлений развития.

    Значимость этих проблем настолько очевидна, что новая модель организационной деятельности позволяет оценить значение существенных финансовых и административных условий. Не следует, однако забывать, что начало повседневной работы по формированию позиции требуют определения и уточнения системы обучения кадров, соответствует насущным потребностям. Повседневная практика показывает, что новая модель организационной деятельности влечет за собой процесс внедрения и модернизации позиций, занимаемых участниками в отношении поставленных задач. Повседневная практика показывает, что дальнейшее развитие различных форм деятельности обеспечивает широкому кругу (специалистов) участие в формировании модели развития. Равным образом укрепление и развитие структуры играет важную роль в формировании форм развития. Идейные соображения высшего порядка, а также начало повседневной работы по формированию позиции в значительной степени обуславливает создание позиций, занимаемых участниками в отношении поставленных задач.

  • ВНИМАНИЕ, С 1 ИЮЛЯ 2016 ГОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СТАНОВЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ!

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Именем Российской Федерации

    РЕШЕНИЕ
    от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-388

    Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
    при секретаре П.,
    с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению К. о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37,

    установил:

    постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее — Справочник). Постановление опубликовано в Бюллетене Минтруда России, 1998 г., N 12.
    В разделе II Справочника приводятся квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях. В частности, пункт 1 данного раздела Справочника содержит квалификационные характеристики научного сотрудника, к которым относятся: наличие высшего профессионального образования и опыт работы по специальности не менее 5 лет, наличие авторских свидетельств на изобретения или научных трудов.

    К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим раздела II Справочника в части, предусматривающей в качестве квалификационных требований к должности научного сотрудника наличие опыта работы по специальности не менее 5 лет, наличие авторских свидетельств на изобретения или научных трудов, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку указанные требования установлены не федеральным законом, препятствуют его назначению на должность научного сотрудника в связи с отсутствием у него практического опыта работы по специальности, нарушают гарантированное частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации его право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
    К. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России) в письменных возражениях указало, что Справочник носит не обязательный, а рекомендательный характер, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.

    Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) в письменном заключении указало, что постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37, которым утвержден оспариваемый Справочник, было издано уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на рекомендательный характер Справочника, с момента введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации с учетом его положений, содержащихся в статьях 57 и 143 Справочник в настоящее время затрагивает права граждан, является нормативным правовым актом и подлежит регистрации Минюстом России в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

    Выслушав и обсудив доводы заявителя, возражения представителей Минтруда России Е. и М., объяснения представителя Минюста России Б., проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
    Оспариваемое постановление издано на основании подпункта 3 пункта 8 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, согласно которому Министерству труда и социального развития Российской Федерации для осуществления возложенных на него задач и функций было предоставлено право разрабатывать в соответствии с международными стандартами и утверждать квалификационные критерии для отнесения работ по их сложности к квалификационным группам (разрядам), тарифно-квалификационные справочники работ, профессий и должностей всех категорий работников, межотраслевые нормы труда.

    В настоящее время полномочия Минтруда России на принятие нормативных правовых актов данного характера установлены пунктом 5.2.3 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610.
    Из постановления Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 и преамбулы Справочника следует, что он разработан Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, рационального разделения труда, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников, соблюдения единых принципов тарификации работ. На основе содержащихся в Справочнике квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

    Таким образом, Справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер.
    Исключение составляют случаи, когда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац третий части второй статьи 57).

    Согласно части восьмой статьи 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    Справочник был издан до введения в действие ТК РФ, содержит общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющие рекомендательный характер, в связи с чем в государственной регистрации не нуждался и на регистрацию в Минюст России не представлялся.
    Вместе с тем, после введения в действие ТК РФ Минтрудом России были разработаны совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, и утверждены тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих в различных отраслях экономики, и утвержден порядок их применения.

    В силу статьи 195.1 ТК РФ профессиональным стандартом является характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступающим в силу с 1 июля 2016 г., применение профстандартов работодателями с 1 июля 2016 г. станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если такие требования установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В настоящее время распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы, которым предусматривается поэтапная замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты.
    Пунктом 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 17 апреля 1998 г. N 42, действовавших на момент издания Справочника, было установлено, что акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию.

    Утверждение заявителя о том, что условие о наличии опыта работы по специальности не менее 5 лет, а также отсутствие авторских свидетельств на изобретения или научных трудов служат препятствием для занятия должности «научный сотрудник», является несостоятельным.
    Пунктом 10 «Общих положений» Справочника предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Аналогичные положения приведены в пункте 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 9 (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 2004 г. N 5628), которые указываю на то, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
    Нельзя признать обоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемого положения нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании).
    Освоение программы магистратуры, которую закончил заявитель, регулируется указанным законом и относится к программам высшего образования (пункт 3 части 5 статьи 10 и статья 69).

    По смыслу пункта 3 части 5 статьи 10 названного закона магистратура является одним из уровней профессионального образования. Пунктом 1 части 1 данной статьи закреплено, что для каждого вида, уровня или направленности образования утверждены федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») (далее — Стандарт) утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1763.
    Из пункта 1.1 Стандарта следует, что он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

    Предметом регулирования Федерального закона об образовании являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (статья 1).
    Согласно пункту 1 «Общих положений» Справочника он предназначен для решения вопросов, связанных с возникновением трудовых отношений, которые в силу статьи 15 ТК РФ основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    Таким образом, требования, предъявляемые Стандартом, относятся к сфере регулирования образовательной деятельности, вместе с тем как содержащиеся в Справочнике положения относятся к сфере трудовой деятельности, в частности к должностям руководящих, научных и инженерно-технических работников, общим для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций.

    Оспариваемые положения прав и законных интересов заявителя не нарушают и действующему законодательству не противоречат.
    Руководствуясь статьями 194 — 199, 253, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

    решил:

    в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37, отказать.
    Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья Верховного Суда
    Российской Федерации
    А.М.НАЗАРОВА

    Экспертное мнение

    Из решения Верховного суда Российской Федерации от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-38 :
    «В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступающим в силу с 1 июля 2016 г., применение профстандартов работодателями с 1 июля 2016 г. станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если такие требования установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» .

    Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Указание на необходимость предполагает обязательность профессиональных стандартов без каких-либо ограничений.

    Статья 57 Трудового кодекса РФ устанавливает, что если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.Трудовой кодекс дает определение квалификации работника, под которой понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть, если по должности предусмотрено наличие квалификационных ограничений, то применение профессиональных стандартов является обязательным для всех работодателей независимо от организационно правовой формы организации.Надо сказать, что сами Профессиональные стандарты утверждаются Приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, которые являются нормативными правовыми актами, поэтому носят обязательный характер для всех физических и юридический лиц.

    Таким образом, Верховный суд РФ в своем решении систематизировал нормы трудового законодательства и вывел единственно верную позицию, согласно которой профессиональные стандарты являются обязательными для всех работодателей, если в них установлены требования к квалификации работника.
    А это, в свою очередь, означает, что продолжительные прения среди представителей российского бизнеса по поводу обязательности профессиональных стандартов наконец-то должны получить логическое завершение! Теперь на плечи кадровых служб ляжет обязанность по внедрению профессиональных стандартов в 2016 году. И наш совет – не затягивать с данным вопросом, а делать это как можно быстрее, особенно на фоне запланированного увеличения инспекционных проверок в 2016 году и, общей нестабильной экономической ситуации. Не стоит забывать, что штрафные санкции за нарушение норм трудового законодательства с 1 января 2015 года значительно увеличились!

    К чему все это приведет и какова будет реальная практика – конечно же, мы узнаем только в следующем году. Но уже сейчас можно с полной уверенностью сказать, что организовываемое Институтом профессионального кадровика совместно с РСПП и МТПП центральное событие в сфере HR позволит каждому пришедшему специалисту (и в первую очередь из управляющих звеньев) в полной мере понять весь масштаб предстоящих работ. А также подготовить для себя конкретный план действий, опирающийся на алгоритмы внедрений профессиональных стандартов. Кстати, именно профессиональные стандарты и станут центральной темой предстоящей конференции, и о них спикеры мероприятия расскажут все максимально подробно, четко и без лишней информации. А на примерах из проекта апробации, подготовят масштабный отчет по итогам внедрения профессиональных стандартов в 2015 году. В который обязательно включат перечень всех основных трудностей и ошибок, допущенных компаниями-участниками проекта апробации.

    Из этого получится по-настоящему интересное и значимое событие, ведь в свете последних новостей оно становиться как никогда актуально и своевременно для всех специалистов, которым в противном случае пришлось бы ломать голову над внедрением профессиональных стандартов самостоятельно.

    Подробнее об этом событие Вы сможете прочитать здесь http://land.ipkconference.ru/

    Что вы думаете по этому поводу?